Развитие и типы экскаваторов


09.01.2008

Развитие и типы экскаваторов

Развернув широкое строительство железных дорог Соединенные Штаты Америки столкнулись с нехваткой рабочей силы. Именно тогда и возникла у одного деятельного американца идея экскаватора. Конечно он был далек от теперешних своих собратьев и праправнуков. Был он на паровой тяге. Но, это было большим началом в создании огромного семейства машин, основным назначением которых является копание земли.

В настоящее время классификация экскаваторов огромна и разнообразна. Это и одноковшовые, и многоковшовые экскаваторы. Многоковшовые экскаваторы применяются в карьерах, где открытым способом добывается уголь, руда или другие полезные ископаемые. Чаще всего многоковшовые экскаваторы бывают шагающими. Они передвигаются путем попеременного передвижения своих опор, огромных платформ. Передвижение этих опорных платформ создает имитация шага, потому и название экскаватора - шагающий.

Но действительно незаменимым помощником стал одноковшовый экскаватор.

Одноковшовые экскаваторы подразделяются на полноповоротные и неполноповоротные. Ярким образцом неполноповоротного экскаватора может служить всем известный экскаватор смонтированный на колесном тракторе Беларусь. При работе стрела экскаватора с лопатой делает только полуповорт в лево или право. Полноповоротный экскаватор может при работе совершать полный оборот вокруг собственной оси, то есть поворачиваться на триста шестьдесят градусов.

В зависимости от того на каком шасси (ходу) смонтирован экскаватор, они подразделяются на плавучий, железнодорожный, колесный, гусеничный. Видимо всем без каких - либо дополнительных пояснений ясно, как эти экскаваторы передвигаются. Одни плавают, другие на железнодорожной паре, другие иным ходом, но все они движутся самостоятельно, что способствует их мобильности и доходчивости при использовании в различных природных условиях.

Однако основу любого движения обеспечивает двигатель, а посему экскаваторы подразделяются по типу двигателя на паровые, с двигателем внутреннего сгорания и электрические. Экскаваторы с паровым двигателем остались только на железной дороге, в старых депо и топливных складах, где их основная работа погрузка угля и других сыпучих грузов. Экскаваторы с электрическим приводом чаще всего устанавливаются на плавучих платформах, которые движутся за счет дизель - электрической установки. Экскаваторы с электрическим приводом также используются в карьерах. Эти экскаваторы экономичны и не загрязняют атмосферу карьера.

Ну и самое широкое распространение получили экскаваторы с двигателями внутреннего сгорания. Двигатели для ходовой части экскаватора могут быть как бензиновые, так и дизельные. При постоянном росте цен на нефть и нефтепродукты и учитывая то, что современные дизели могут работать не только на дизельном топливе, но прекрасно работают и на биологическом топливе, большинство экскаваторов оснащаются дизельными двигателями. И совсем неважно, быть то гигант Като, японского производства, или миниатюрный прыткий помощник связистов в прокладке кабелей, всех их приводит в движение дизель.

Еще одно подразделение экскаваторов ведется по типу механизма привода его основного инструмента лопаты. Это канатный привод (механический)все движения лопатой осуществляются канатами (цепями) по системе блоков и с помощью различных лебедок. Электромеханические экскаваторы - движение передается также тросами (цепями), но все это приводится в действие лебедками снабженными электрическими двигателями. И наконец, экскаваторы с гидравлическим приводом. Все усилия на основной инструмент экскаватора передается с помощью гидравлики. Насос установленный на экскаваторе создает необходимое давление в гидравлической системе и посредством гидравлической жидкости обеспечивается работа гидравлических поршней.

Последнее подразделение экскаваторов - это отнесение их к соответствующему виду их основного инструмента - лопаты. Тит они подразделяются на экскаваторы с:
- прямой лопатой для работы с грунтом, расположенным выше стоянки самого экскаватора,
- обратной лопатой для работы с грунтом, расположенным ниже стоянки самого экскаватора,
- драглайн или в простонародьи драга, ковш подвешенный на канатах. Чаще всего используется для работы в котлованах и для работы в небольших карьерах.Есть еше ряд специфических подразделений экскаваторов в зависимости от модификации лопаты, возможности ее смены, без остановки работы экскаватора. Это экскаваторы с ротатором ковша. Такие экскаваторы во время работы автоматически могут изменить направление работы лопаты с прямой на обратную.

Уже из всего материала можно было заключить, что области применения экскаваторов огромны. Карьеры для добычи, строительные работы, дорожные работы, на которых применяются экскаваторы со специальными лопатами для планировки откосов и кюветов. В последнее время особенно широкое распространение получили мини экскаваторы. Они оборудуются гусенечным ходом. Кстати следует заметить, что гусеницы могут быть изготовлены из пластической резины, что позволяет использовать такие экскаваторы при работе в городе, не разрушая городского уличного покрытия и щадя городские зеленые насаждения.

Некоторые модифицированные современные экскаваторы используются для очистки заболоченных водоемов и преобразовании их в живописные пруды для отдыха и развлечений

Возврат к списку


Материалы по теме: